За вдохновением для своих магических шедевров художник-символист Николай Рерих пускался в реальные и весьма опасные странствия.
Художнику было уже за 50, когда он с женой и сыном Юрием, востоковедом, предпринял несколько трудных экспедиций по Азии. Рискуя здоровьем и жизнями, Рерихи пробирались по заснеженным горным перевалам узкими караванными тропами, на которых попадались тела замерзших путников; случалось отражать нападения бандитов. В ходе центральноазиатской экспедиции Рериху с семьей и спутниками пришлось пять месяцев провести в палатках среди снегов на высокогорном плато, пока местные власти не разрешили двигаться дальше; пять человек в отряде не пережили тяжелую зимовку. Художник мирился с тяготами не только ради ландшафтов умопомрачительной красоты или сбора сведений о культуре труднодоступных регионов. В горы Рериха вел и духовный поиск. Европейские мистики первой половины XX века считали Восток, особенно Индию и таинственный Тибет, средоточием древней мудрости. Художник тоже стремился глубже изучить восточные религии в поисках истины, которая могла бы изменить мир. Особенно Рериха интересовал буддизм и связанные с ним предания и символы.
По словам Александры Барковой, специалиста по мифологии и фольклору, картина Рериха «Чинтамани» — «не только отражение гималайской легенды, но и знак того, что с высот духа всему человечеству посылается чудесное сокровище Мудрости».
http://amp.gs/XcDn